Стратегия и основные положения программы развития мариинско-посадского филиала гоу впо «марийский государвенный технический университет» на 2010-2015 г г. и до 2020 г - страница 2

^


II. Стратегический анализ


1. Общие тенденции развития рынка образовательных услуг в Российской Федерации

Система среднего и высшего образования в Российской Федерации продолжает динамично меняться как в силу внутренних факторов, так и под воздействием изменений в меж­дународных отношениях. Это, прежде всего, продолжающаяся неустойчивость в экономической и политической сферах, рост конкурентной борьбы за ресурсы всех видов (людские, информационные, финансовые и т.д.) в связи с вступлением России в ВТО, а также реализацией принципов Болонской конвенции на территории страны.

Анализ, проводимый многими российскими экспертами, не позволяет однозначно определить текущее развитие образовательной отрасли как целенаправленное, концептуально обоснованное и эффективно регулируемое. Эти оценки интерпретируют анализируемые процессы скорее как стихийную, разнонаправленную, медленную адаптацию субъектов системы образования (государственных органов, государственных и негосударственных учебных заведений, учащихся, работодателей). В этой ситуации объективным выглядит возникновение как позитивных (конструктивных), так и негативных (деструктивных) результатов тех или иных тенденций.





ВПО ВПО







СПО СПО






НПО НПО


Потребность в специалистах Выпуск специалистов


Рис. 1. Соотношение численности выпускников НПО, СПО и ВПО к потребности бизнеса и управления


Принципы современной государственной политики в научно-образовательной сфере сводятся к следующим позициям:

*поддержка лидеров, сильных вузов, конкурентоспособных не только в России, но и на международном уровне;

*повышение конкурентоспособности национальной образовательной системы;

*использование достижений высшей школы в реальной экономике.

В соответствии с указанными принципами в ближайшие годы будут происходить, во-первых, дифференциация вузов и формирование нового образовательного ландшафта, включающего вузы трех видов – 1) федеральные университеты, 2) национальные исследовательские университеты, и 3) вузы, деятельность которых основана на ретрансляции имеющегося опыта («массовые вузы»), во-вторых, изменение правовой формы образовательных учреждений от государственных к автономным.

В настоящее время основным рыночным сегментом, обеспечивающим спрос на услуги образовательных учреждений в среднесрочной перспективе, являются выпускники средних общих и средних профессиональных образовательных учреждений. Ориентируясь на правиле обратного треугольника можно сегодня представить следующую картину.

Падение структуры потребителей услуг высшего образования идет на фоне негативных демографических процессов ( рис. 1). . С середины 80-х гг. прошлого столетия в Чувашской Республике и прилегающих регионах наблюдалась устойчивая тенденция снижения рождаемости, что сказывается на численности потенциального контингента выпускников. Эта тенденция по прогнозам будет продолжаться до 2013 года. Таким образом, абсолютное количество потенциальных потребителей пока имеет устойчивую тенденцию к снижению.



Рис. 2. Динамика численности учащихся дневных общеобразовательных учреждений (человек) по

Чувашской Республике
^ 2. Анализ внешней среды


2.1. Влияние общих тенденций развития системы высшего образования

Основные проблемы, возникающие перед филиалом вследствие изменения внешних условий, можно сгруппировать в три группы вопросов, оказывающих существенное влияние на выработку стратегических программ:

Принимая основную стратегическую цель МарГТУ «постепенно переходить в статус «Национальный исследовательский университет», Мариинско-Посадский филиал считает одной из важнейших своих целей- достижение уровня соответствия основным стандартам Марийского государственного технического университета. Для достижения этой цели необходимо:

В Чувашской Республике сохраняется привлекательность выбора высшего образования как варианта образовательной траектории – прирост составляет более 3,0% в год. Практически в два раза за последний год уменьшилась доля поступивших в учреждения начального профессионального образования при сохранении доли зачисленных на первый курс ССУЗов. Анализ в разрезе специальностей позволяет определить предпочтения выпускников: экономика и управление – 30,39%; образование и педагогика – 9,35%; технические специальности – 9,30%; транспортные средства – 9,13%; строительство и архитектура – 7,02%; здравоохранение – 5,45%; юриспруденция – 5,24%.

Реформа образования уже в ближайшие годы может привести к существенному изменению механизмов финансирования и к появлению новых организационно-правовых форм ВУЗов. Результатом этого станет усиление конкуренции на рынке образовательных услуг по качеству и по цене - с одновременным расширением степени автономии и независимости учебных заведений. Ослабить усиливающее давление рынка могло бы расширение платежеспособного спроса на профессиональное образование со стороны граждан и бизнеса, связанное с общеэкономической ситуацией. Рассчитывать на то, что она будет благоприятной в ближайшие годы, не приходится. Поэтому основным условием обеспечения контингента студентов на ближайшую перспективу будет являться бюджетное финансирование.





^ Рис. 3. Предпочтения выпускников школ по специальностям


Велика неопределенность реакции рынка на модернизацию системы управления в лесной и лесоперерабатывающей отрасли. В связи с этим существенно возрастают риски обучения по специальностям «Лесное хозяйство, Технология деревообработки, Технология лесозаготовок».

1373389285888292.html
1373452796222857.html
1373567134900454.html
1373703866108219.html
1373757101481046.html